Бывает в жизни так, что хочешь послужить Господу, но не знаешь как это сделать. Как же правильно все организовать — чтобы Господь был доволен, преданные вдохновлены и я ощущал прогресс? Шутка ли — услужить Самому Господу Вселенной? Тут и самый разумный может растеряться…

Но не беда — старшие преданные, как всегда, придут на помощь. Они расставят всё по полочкам, расскажут всю таттву о бхакти — от А до Я. Сегодня на наши актуальные вопросы отвечает Е.М.Нитьянанда Рай прабху.

Сейчас часто говорят о том, что бхакти — это шраванам киртанам, и редко вспоминают о каких-то простых вещах, которые раньше были очень распространены: помыть посуду, протереть пол, подмести и т.д. Действительно ли всё это не настолько актуально для бхакти, как шраванам киртанам? Может, вообще не стоит тратить на это своё время?

Действительно, сейчас о бхакти говорят как о процессе шраванам киртанам. Это говорит о том, что бхакти должно быть глубоким, потому что бхакти — это взаимоотношения с Верховным Господом. Мы должны постичь природу Господа, Его энергии и за счет этого — свои отношения с Ним. Но немножко фанатичным будет сказать, что мы отбрасываем то, о чем говорили раньше. Мы просто хотим углубить то, что было раньше. То есть процесс служения Господу — уборка храма, мойка на кухне и другие — благодаря шраванам киртанам становятся более глубокими и осознанными, и, что самое важное, они приносят больше удовлетворения. Но шраванам киртанам важно для этого углубления.

Выходит, что такого рода служения больше подходят для неофитов, а те, кто уже в большей или меньшей степени разобрались в самбандхе, занимаются более сокровенным служением?

Утверждение, что уборка храма — это для неофитов, не соответствует шастрам. Наоборот — шастры говорят о том, что уборщик в храме неотличен от пуджари. Сейчас у нас есть такая тенденция, что все хотят стать помощниками пуджари. Но те, кто убирают в храме, стоят выше, потому что они находятся на одном уровне с пуджари! Ведь пуджари стоит выше помощника.

А как правильно служить, чтобы в конце почувствовать, что ты действительно послужил Господу, а не просто выполнил работу?

Мы должны следовать авторитету, т.е. выполнять деятельность как служение старшим вайшнавам, которое санкционировано старшими. Если в процессе практики преданного служения человек действует, руководствуясь какими-то посторонними мотивами — ложным эго, собственными способностями, желанием прославиться, еще чем-то — тогда да, действительно, человека может ожидать разочарование в духовной практике. Но если он выполняет служение как указание старших, если он смиренно принимает его, то естественным образом будет приходить ощущение, что его сердце очищается.