январь, 19

26янвalldayДжаядева ГосвамиУход

Джаядева Госвами

больше

Описание

Во введении Джаядева говорит, что «Гита-Говинда» — это писание, повествующее об интимных развлечениях Шри Радхи и Говинды. Ей могут поклоняться и служить те, кто достигли высочайшего совершенства в преданности и благочестии. Шри Джаядева написал эту божественную песнь, прославляющую сокровенные игры Господа, для тех, кто постоянно помнит в своих мыслях о расика-играх Шри Хари. Он просит, чтобы самые продвинутые в духовном отношении личности слушали ее серьезно и внимательно».

Существует великое множество легенд о жизни Шри Джаядевы. Нижеследующая история в целом принимается как достоверная. Шри Джаядева Госвами работал над особенно чувственным фрагментом «Гита-Говинды», где рассказывалось об отношениях Кришны с гопи во главе с Радхарани. Он погрузился в глубокую медитацию на то, о чем писал, и обеспокоился тем, что зашел, возможно, слишком далеко в описаниях возвышенных качеств гопи. То, что он написал, похоже, представляло положение Кришны как в определенном смысле подчиненное по отношению к гопи. Но все-таки Кришна — Верховная Личность Бога. Как может Он подчиняться гопи? Джаядева Госвами вдохновился написать строку, где говорилось, что Кришна склоняется, чтобы коснуться лотосных стоп Шри Радхи. Но его рука дрогнула и соскользнула со страницы. Он колебался и думал: «Как мог я додуматься до такой писанины? Как мог я так обнаглеть, чтобы написать это черным по белому?»

Тогда он решил пойти искупаться в Ганге, в надежде на то, что, возможно, после этого к нему придет какое-то вдохновение. Джаядева Госвами пошел совершать дневное омовение, оставив жену Падмавати готовить для Божеств. Пока его не было, в доме у него появился Кришна, переодетый Джаядевой. Кришна подошел к письменному столу Джаядевы и нашел там пальмовые свитки, на которых была написана «Гита-говинда». Кришна взял перо Джаядевы и написал стихотворение, в котором была строка «дехи падапаллава-мударам», где говорится: «Кришна склоняет свою голову к лотосным стопам Шри Радхи». После этого переодетый в Джаядеву Кришна сел и скушал прасад, приготовленный Падмавати. Закончив с прасадом, Кришна вышел из дому и исчез. Как раз в это время Джаядева возвратился после омовения в Ганге. Когда он спросил о прасаде, жена пришла в недоумение. Когда она рассказал Джаядеве о том, что только что произошло, он изумился. Он пошел к своей книге и увидел, что еще непросохшими чернилами в ней написан стих, который он обдумывал перед тем, как пойти искупаться в Ганге: дехи падапаллавам ударам — Кришна склоняет голову к лотосным стопам Шри Радхи.

Увидев этот стих, он сказал Падмавати: «Это чудо! Посмотри: я говорил тебе, что не хочу это писать, и вот это слово в слово написано так, как я сочинил». Слезы экстаза рекой текли из его глаз, потому что он понял тайну того, что только что произошло. «Падмавати! — сказал он. — Тебе повезло больше всех. Сам Кришна написал эту строку — дехи падапаллавам ударам — и принял прасад прямо из твоих рук».

Шрила Бхактивинода Тхакур писал, что хотя Чхандидаса, Видьяпати, Билвамангала и Джаядева жили до того, как Шри Чайтанья Махапрабху проявился внешне в этом мире, концепция Чайтаньи Махапрабху о бхакти возникла в их сердцах и была выражена в их произведениях. Помимо «Гита-Говинды» Джаядева Госвами написал другую книгу под названием «Чандралока». Знаменитая «Даш-Аватара-Гита», рассказывающая о десяти аватарах Вишну, — это часть «Гита-Говинды».

Джаядева Госвами

После завершения «Гита Говинды», Джаядева поехал во Вриндаван, а свои последние дни провел в Джаганнатха Пури. Он ввел ежедневное чтение «Гита Говинды» в храме  для удовлеворения Господа Джаганнатхи. Его самадхи находится в районе 64 самадхи.

X